Уголь — древнейший материал для творчества
Уголь — древнейший материал для творчества, известный человечеству. Наскальные рисунки сообщают о зарождении культуры в первобытном сообществе, раскрывают подробности истории местности, дают представление о быте и эволюции. Палитра древних художников была не слишком разнообразна и состояла из природных красителей, смешанных с жиром или смолой: глина, гематит, оксид марганца, охра и, конечно, древесный уголь.
Сейчас искусство располагает огромным выбором материалов и средств самовыражения, а технологии производства оттачивались веками. Углём рисовали многие великие художники: Микеланджело Буонарроти, Эдгар Дега, Михаил Врубель, Валентин Серов.
На рынке материалов для творчества представлены 2 основных вида угля:
-
натуральный или древесный — производят из цельных виноградных или ивовых прутьев путём карбонизации;
-
прессованный – искусственный материал из угольного порошка и связующего вещества, продаётся в виде стержней или карандашей.
ГАММА анонсировала обновление серии «Студия» — натуральный ивовый уголь для графики, набросков и эскизов. Ивовый уголь «Московская палитра» производят по традиционной европейской технологии из ровных ивовых прутьев длиной от 12 до 14 см. Ветки проходят предварительную обработку, зачистку и сушку на открытом воздухе. Затем их связывают в пучки и закладываю в специальные ёмкости для нагрева — тигли, заполняют песком и запечатывают.
Будущие угольные стержни обжигают в печи при температуре не менее 300°C без доступа воздуха от 3 до 48 часов в зависимости от диаметра веток и необходимой мягкости. Чтобы получить идеальный результат, в печах поддерживается не только нужная температура, но и влажность.
Так мы получаем качественный уголь «Московская палитра», который легко ложится на разные текстуры бумаги и холста, не царапая, даёт глубокий, насыщенный чёрный цвет и бархатистое покрытие.
Особенности работы с углём
-
Рисовать углём предпочтительно на бумаге с шероховатой поверхностью или холсте.
-
Уголь легко растушёвывается от насыщенного чёрного до светло-серого цвета.
-
Рисунок может обсыпаться, поэтому работы необходимо закреплять фиксатором или прокладывать калькой, а хранить желательно под стеклом.
-
Для корректировки, управления полутонами и бликами на рисунках углём кроме обычного ластика художники используют клячку — мягкую массу, похожую на пластилин. Раньше функцию этого инструмента выполнял хлебный мякиш.
Кому подойдёт уголь «Студия»?
Современный индийский художник Нишант Данге считает, что работа с углём требует много практики — лишь тогда удастся понять и раскрыть возможности материала: «Уголь — моя любимая среда. Она очень простая, мощная и сильная, но вместе с этим чрезвычайно сложная, потому что художнику доступен всего лишь один черный цвет и нет других. Это имеет свои ограничения, одновременно предоставляя множество возможностей...»
Рисовальный уголь — капризный материал, требует от художника определённого уровня подготовки, но позволяет создавать работы потрясающей глубины и выразительности. Серия художественных материалов ГАММА «Московская палитра» разработана для начинающих и профессиональных художников.