Top.Mail.Ru
ГлавнаяБлогСтатьиЗачем развивать эмоциональный интеллект? Что это дает ребенку?

Зачем развивать эмоциональный интеллект? Что это дает ребенку?

Дата публикации статьи: 26.04.2019

Эмоциональный интеллект — способность осознавать свои и чужие эмоции, воспринимать реакции окружающих, умение взаимодействовать с ними и переживать стресс. Осознание собственных эмоций помогает нам адаптироваться в окружающей среде и находить общий язык с другими людьми.

Американский писатель и научный журналист Дэниэл Гоулман предложил смешанную модель эмоционального интеллекта, в которую включил пять основных компонентов: самопознание, эмпатию, самоконтроль, мотивацию и социальные навыки.

Благодаря традиционному интеллекту мы можем оперировать логическими правилами, фактами и схемами, но поведение человека логично далеко не всегда. Нравится нам это или нет, эмоции тесно связаны с нашими мыслями и действиями. Их влияние нужно принимать и учитывать, чтобы видеть ситуацию с разных сторон, лучше решать жизненные проблемы, достигать успеха, выстраивать социальные связи — именно за это отвечает эмоциональный интеллект.

Что делают для нас эмоции?

  • Мотивируют наше поведение и подготавливают к действию. Как правило, побуждение к действию в результате определённой эмоции, обусловлено биологически. Эмоциональные реакции экономят время в экстренных ситуациях, когда действовать нужно быстро.

  • Сообщают информацию о нас другим людям: выражения лица, язык тела и тон голоса запрограммированы эмоциями и передают информацию быстрее слов.

  • Работают, как сигналы или предупреждения — «что-то происходит».

Наше общество устроено так, что определённые эмоции с детства принято подавлять, как нежелательные. Но запрет на их ощущение и проявление лишает ребёнка возможности узнать и понять себя, а в последствии — и других.

Распространённые мифы об эмоциях:

Если другие не одобряют мои эмоции, значит, я не должен их испытывать.

Есть только одна правильная эмоция для определенной ситуации.

Проявлять эмоции – значит, не контролировать себя.

Некоторые эмоции – глупые.

Родителям важно понять: каждая эмоция имеет право на существование — не может быть правильной или неправильной эмоциональной реакции.

При этом все они обусловлены биологически: страх веками оберегал человека от опасности, обеспечивая выживание; злость помогала отстаивать и защищать свою собственность, территорию, желания; отвращение, как и сейчас, ограждало от того, что неприятно; печаль и радость наполняли смыслом и ценностью события в жизни и связи с другими людьми.

Как понять эмоцию: заметить, назвать, нарисовать

Детский и семейный психолог, автор книг о воспитании Анна Быкова предлагает развивать эмоциональный интеллект в творческой игровой форме — через рисунки. В процессе таких занятий родители могут вдруг обнаружить, что стали лучше понимать не только ребёнка, но и себя, а в семье стало меньше ссор и обид.

Задача родителей — помочь ребёнку справиться с возникшей эмоцией, признать её и прожить. А для этого её сначала нужно назвать и выразить.Чтобы маленький человек лучше узнал себя и свои чувства, важно объяснить, что модель его «я», как и у окружающих, составляют несколько частей:

  • двигательная — «что я делаю?»

  • думающая — «что я думаю?»

  • чувствующая — «что я чувствую?»

То, что мы чувствуем, влияет на то, что мы думаем и делаем. Чтобы показать это наглядно, можно нарисовать вместе с ребёнком круг, разделить его на три части и предложить раскрасить разными цветами. Так можно разобрать мысли, чувства и действия в момент игры или рассмотреть неприятную или, наоборот, радостную ситуацию.

Части модели “Я”

Подсказки родителям

  • Если ребёнок не понимает, что делать, можно привести свои примеры ситуаций, задать уточняющие вопросы и порассуждать вместе: «О чём ты думаешь? Придумай, какого цвета эта мысль и раскрась думающую часть твоего ”я”».

  • Соотношение частей круга тоже может быть разным.

  • Если в игре принимают участие несколько детей, можно сравнить их круги и отметить, насколько они отличаются.

  • Родители тоже могут принять участие в игре — часто взрослые сами не умеют распознавать эмоции и работать с ними.

Важно понять: здесь не может быть правильного или неправильного ответа. Всё, чем делится ребёнок в процессе игры, показывает индивидуальные особенности восприятия и эмоциональных реакций.

Если вырезать раскрашенный круг и проткнуть в центре зубочисткой или спичкой — получится волчок. Когда волчок крутится, цвета сливаются. Точно так же происходит с нами и в жизни: мысли, чувства и действия влияют друг на друга, создавая общее впечатление во время общения.

Мы в ГАММЕ уверены, что совместные творческие занятия не только развивают эмоциональный интеллект у детей и взрослых, но и помогают им лучше понять друг друга. Это простое упражнение можно делать каждый день в разные моменты времени, сравнивая изменение эмоций, выбор цветов и соотношение частей круга. Пусть у ребёнка под рукой всегда будет большой выбор цветов для отображения любых оттенков настроения — набор из 36 «Классических» карандашей отлично подойдёт.