Top.Mail.Ru
ГлавнаяБлогСтатьиВсё о холстах — как выбрать идеальную основу для творчества?

Всё о холстах — как выбрать идеальную основу для творчества?

Содержание статьи

До появления первых холстов художники писали на подготовленных деревянных досках. Но такие картины требовали особых условий хранения и со временем разрушались: трескались, деформировались, покрывались плесенью из-за повышенной влажности, уничтожались жуком-древоточцем. Многие мировые шедевры удалось сохранить только благодаря изобретению технологии переноса картин с деревянной основы на холст: «Мону Лизу» Леонардо да Винчи, «Мадонну Конестабиле» Рафаэля Санти, парные картины Сандро Боттичелли «Архангел Гавриил» и «Мария».

 

Качественная основа сохраняет целостность и яркость красочного слоя. Например, холсты московской фабрики инженера-технолога Р. Г. Фридлендера, из которой выросла современная компания «ГАММА», использовал русский живописец Абрам Архипов: прочное сцепление красок с поверхностью грунта позволило его картинам не потерять первоначальную насыщенность цветов. Сейчас работы Архипова хранятся в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.

Современные художники не ограничены в выборе идеальной основы для творчества: холст долговечен, выдерживает множество слоёв краски. Но как выбрать качественный продукт? На что обратить внимание?

Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим основные характеристики холста: основу, ткань, зернистость и плотность, грунт.

 

Основа

Два распространённых вида основы:

  • подрамник — конструкция из реек, на которую натягивают полотно;
  • плотная основа — ткань наклеивают на цельный лист картона или древесноволокнистую плиту.

Подрамник

Холст на подрамнике подходит для живописи в студии и дома, его удобно перевозить — работу можно снять с основы и свернуть. Полотно на подрамнике дышит и равномернее высыхает.

Виды подрамников по материалу

  1. Подрамник из твёрдых пород древесины — бука, дуба, сосны, берёзы. Рейки проходят специальную обработку для повышения устойчивости к влажности и перепадам температуры.
  2. Подрамник из алюминия — лёгкий, долговечный, но с существенным минусом: острые углы и грани могут повредить холст.
  3. Подрамники из пластика  получают больше негативных отзывов от художников. Среди минусов сложность натягивания холста, деформация ткани, низкая прочность, острые углы и зазубрины.

Виды подрамников по конструкции

  • Глухой — простая цельная конструкция, рейки прочно скреплены скобами или клеем. Подрамник невозможно самостоятельно отрегулировать, если холст провиснет.
  • Клиновой или модульный — рейки соединены способом шип-паз: шип на торце одной рейки вставляется в паз на другой. Натяжение холста можно регулировать с помощью клиньев, которые забивают в дополнительные пазы.

Почему это важно? Если со временем холст провиснет под весом краски или деформируется основа, красочный слой может потрескаться и осыпаться. Модульный подрамник позволяет сохранять и своевременно корректировать натяжение полотна. 

Зачем нужны бортики на рейках? Холст должен быть туго натянут на подрамник и не соприкасаться с ним, иначе полотно может приклеиться к рейкам и натяжение изменится. Бортики обеспечивают минимальное соприкосновение холста с подрамником.

Виды подрамников по конструкции

Модульные подрамники для холстов ГАММА производят из натуральной сосны, клинья прилагаются в комплекте. Все виды подрамников собраны из реек с бортиками, а для работ больших размеров предусмотрены холсты на утолщённых подрамниках.

 

Плотная основа

Холст на плотной основе удобнее для работы вне дома или студии — на нём можно писать без мольберта. Главное преимущество плотной основы перед капризным полотном на подрамнике в том, что готовые картины сложнее повредить или деформировать.

Картон

Проверенная временем основа по приемлемой цене. Холст на картоне подходит студентам и начинающим художникам для эскизов, этюдов маленьких и средних форматов. 

Древесно-волокнистая плита: оргалит, МДФ, ДВП

Лист из прессованных древесных волокон подходит для тех же целей, что и картон, но прочнее и немного тяжелее. Некоторые художники предпочитают именно плотную основу из-за способности выдерживать множество слоёв краски и крепление дополнительных декоративных элементов.

Ткань

Ткань определяет не только стоимость, но и возможности холста.

Распространённые материалы:

  1. Лён — зарекомендовал себя, как самый качественный и износоустойчивый материал, но при этом самый дорогой. Профессиональные художники, как и реставраторы, предпочитают использовать для работы именно лён — картины, написанные на льняных холстах, сохраняются столетиями.
  2. Хлопок — недорогой, но качественный материал, уступает льну в устойчивости к механическим воздействиям, со временем может провиснуть. Подходит для обучения и хобби. 
  3. Смесовые ткани — сочетание нескольких видов нитей: льна и хлопка или льна и синтетики. 
  4. Полиэстер — дешевле натуральных тканей, неприхотлив к условиям хранения. Подходит начинающим художникам и в случаях, когда нет необходимости сохранить работу надолго. Профессионалы всё ещё отдают предпочтение проверенные временем натуральные материалы. 

В магазинах также можно найти холсты из джута и пеньки, но использовать их для живописи профессионалы не рекомендуют — они легко деформируются, рвутся, могут впитывать краску, а значит, не обеспечивают сохранность красочного слоя.

Зернистость и плотность

Зернистость определяет рисунок холста, его фактуру, зависит от толщины нитей и типа плетения. При производстве холстов ГАММА традиционно используют саржевое плетение, которое даёт высокую плотность, прочность и износостойкость. Выбор фактуры холста для будущей картины зависит от того, какими красками и в какой технике планирует писать художник — акварелью или маслом, детализированный портрет или многослойный пейзаж. 

  • Мелкозернистый холст — почти гладкий, подходит для письма лессировками, портретов и эскизов. 

  • Среднезернистый холст — универсальная основа для натюрмортов, пейзажей, портретов. 

  • Крупнозернистый холст — плотный, фактурный, отлично подходит для пастозных техник и работы мастихином. 

Плотность холста — показатель веса ткани и грунта на единицу площади, измеряется в граммах на квадратный метр (г/м²). Это дна из основных характеристик полотна: чем она выше, тем большее количество нитей приходится на квадратный метр. От плотности зависит жёсткость холста, его устойчивость к краске и механическому воздействию. Чем выше плотность, тем более мелкая ячея и гладкая фактура у холста.

 

Грунт

Грунт — не только связующее между основой и красочным слоем. Именно грунт не позволяет краскам впитываться в ткань, сохраняет их яркость. Загрунтовать холст можно самостоятельно, но намного удобнее и проще купить полотно c тем типом грунта, который подходит для работы с определённым видом красок.

ГАММА предлагает начинающим и профессиональным художникам холсты с качественным трёхслойным грунтом на основе акрила:

1. Универсальный акриловый грунт — укрывистый и эластичный, без запаха. На нём можно писать маслом, акрилом и темперой.

2. Грунт для акварельной живописи — разработан специально для техник «по-сырому». Не впитывает воду, совместим с  акварелью и гуашью, но не подходит для масла.

Чтобы задать работе особый тон и настроение, художники так же используют цветной грунт — по свойствам он аналогичен акриловому и содержит дополнительные пигменты.  

 

1. Осмотрите загрунтованную поверхность: на ней не должно быть точек, пузырьков, трещин и осыпаний, иначе красочный слой быстро деформируется и потускнеет.

2. Положите холст на ровную поверхность: расстояние от угла холста до поверхности не должно превышать 3–5 мм.

3. Проверьте натяжение полотна — надавите пальцем: холст должен восстановить ровную упругую поверхность меньше, чем за минуту.

4. Изучите конструкцию подрамника: он должен быть модульным, из твёрдого гладко-шлифованного дерева с бортиком не меньше 3 мм.

5. Проведите тест грунта с разбавителем и водой: при смешении 5 к 1 ни вода, ни разбавитель не должны просачиваться сквозь грунт.

Как выбрать качественный холст?

ГАММА — производитель со 120-летней историей. Мы предлагаем современным художникам холсты высокого качества из самых востребованных материалов, на картоне и подрамнике, для работы различными техниками и инструментами.

  • «Студия» — для студентов художественных школ и училищ.

  • «Московская палитра» — для начинающих художников и любителей.

  • «Старый мастер» — для выпускных работ, профессиональных художников и тех, кто ценит качество.